Мечеть айя-софия

Мечеть Айя София – собор Святой Софии фото история храма

Мечеть Айя-София

Айя-София (Божественная Мудрость) стоит на месте древнего акрополя.

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии. Первая церковь была заложена здесь Константином Великим в 330 году, она сгорела 75 лет спустя.

Первый камень нынешнего здания был заложен в 532 году при Юстиниане. В 537 году храм был освящен и прослужил более тысячи лет в качестве православного храма. Последняя христианская служба состоялась здесь 28 мая 1453 года.

Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Для украшения интерьера материалы завозились отовсюду — так, белый мрамор для нефа мечети «родом» с Принцевых островов, розовый мрамор с прожилками — из Карахисар Афён, порфир — из Египта, зеленые порфиры — из Тесельи и Моры, а желтый мрамор и вовсе из Алжира.

Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета на его строительстве трудилось около 10 тыс. рабочих.

 Их работа стала техническим триумфом, даже при том, что структура здания была значительно повреждена сильными землетрясениями.

Оригинальный купол разрушился после землетрясения в 558, его заменили лишь в 563. Купол был усилен, но все равно подвергался частичному разрушению в 989 и 1346 годах.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире. После завершения строительства Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел Вас!»

Источник: http://posmotrim.by/article/mechet-ayya-sofiya.html

Собор Святой Софии в Стамбуле

Собор Святой Софии в Стамбуле

Софийский собор (Айя-София, Собор святой Софии, Ayasofya, Hagia Sophia) находится в историческом центре Стамбула и является прекрасным образцом сочетания архитектуры и искусства, а также признанным мировым шедевром. Собор часто называют восьмым чудом света.

История

Собор Святой Софии был построен в 537 году по указанию византийского императора Юстиниана. Являлся главной православной церковью всего христианского мира. После завоевания Константинополя турками по приказу Султана Мехмеда II храм преобразовали в мечеть Айя-София в 1453 году.

Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. В этом виде храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей.

Музей Айя София – огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры. Главный вход – императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора.

Огромный купол символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение. Под куполом можно увидеть изображение Богоматери и Иисуса Христа.

Довольно необычно рядом с ними смотрятся огромные щиты с арабской вязью – с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов.

Стоит обязательно подняться на хоры по пологому пандусу – во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, и посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены.

Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок.

В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление.

Считается, что если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание.

На территории музея есть кафе и сувенирный магазин.

Информация для посещения

Софийский собор находится в исторической части города – Султанахмет, напротив Голубой мечети. Самый простой способ добраться до него – доехать на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet.

Поскольку это музей, особых требований к одежде и внешнему виду нет. Можно взять аудиогид на русском языке (15 лир) и карту музея. В залог берут 50 евро или паспорт. На осмотр собора хватит полутора часов. 

Если приходить ближе к закрытию, то вполне вероятно, что очереди не будет совсем или она будет небольшая.

Часы работы храма: 09:30-19:00, вход до 18-00, понедельник – выходной.

Стоимость посещения: 25 лир, по музейной карте проход бесплатный и без очереди (ее можно купить здесь же – стоит 85 лир, действует 72 часа).

Видео

Фотографии

Источник: http://turktrip.ru/stambul/dostoprimechatelnosti/sofiyskiy-sobor

Мечеть Айя София (Стамбул, Турция) – mahalla1.ru – Доступно об исламе

Мечеть Айя София (Святая Мудрость ‒ греч.), бывший патриарший православный собор, впоследствии ‒ мечеть, ныне ‒ музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-София (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет.

После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея.

В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире ‒ вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора ‒ 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

История постройки

 

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П.

Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.

Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Согласно Иоанну Малале, собор сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха.

Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя.

Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора).

Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» ‒ такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

История собора периода Византийской империи

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора. Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол.

Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид.

Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айа-София.

Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции ‒ алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Айя-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания.

Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания.

До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось.

В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Айи-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Айя-София стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний ‒ широкий, боковые ‒ более узкие.

Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени.

Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 30 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола.

К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых колоннами; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше ‒ громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования.

Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей: надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора, предполагается, что они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей.

Сегодня Айя София ‒ национальный музей, вход в который стоит 25 лир (около 10 евро), плюс 10 лир стоит аудио-гид. К кассам с 7 утра выстраивается невероятная очередь туристов, местные гиды пытаются шепотом выманить из очереди клиентов, чтобы отвести их во дворец Топкапы. Музей Айя-София работает с 9.20 до 16.30, каждый день кроме понедельника, продажа билетов заканчивается в 16:00.

Вы можете узнать о других мечетях в Стамбуле из следующих наших статей:  Мечеть Султанахмет или Голубая мечеть и Мечеть Нуруосмание.

Источник: http://mahalla1.ru/history_rubric/mosques-of-the-world/mechet-ajya-sofiya-stambul-turciya.php

Мечеть Айя София (Достопримечательность Стамбула)

На северо-западе Турции у слияния Черного и Средиземноморского морей находится Стамбул – древнейший Константинополь. В самом его сердце возвышается мечеть Айя София – в переводе с греческого «Священная Премудрость». Мечеть Айя Софияимеет многовековую и непростую историю, связанную с множеством жертв, разрушениями, землетрясениями и войнами.

История мечети Айя София  начиналась так…

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии.

Впервые храм пострадал в 532 г. Причиной этому послужила драка между горожанами, что привело к восстанию в городе, погромам и пожарам. И собор сгорел.

Правящий император Юстиниан буквально через месяц начал стройку новой церкви. Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире.

Дальнейшая история храма-мечети

Землетрясение 989 г. разрушило часть купола и здания Айя Софии.

До 1204 г., когда Константинополь разграбили крестоносцы, в Айя-Софии хранилась Туринская плащаница – 4-метровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Сейчас она находится в Турине.

В 1453 г. Константинополь завоевывает султан Мехмед II. К собору пристраивается 4 минарета и его превращают в мечеть. Внутри собора все фрески, мозаики и лики святых замазывают штукатуркой.

Именно это спасало на протяжении веков внутренние росписи и мозаики от уничтожения. Таким образом, до наших времен сохранилась мозаика, на которой императоры Юстиниан и Константин подносят Богородице макеты Св.

Софии и Константинополя.

Открыты еще не все тайны храма

В 2010 г.

турецким кинодокументалистом Гёкселем Гюленсоем получено разрешение на исследование подземной части мечети, где выявлены затопленные помещения и тоннели, которые соединяют мечеть (собор) айя софия с дворцом Топкапы, подземелья, украшения, человеческие кости и две плотно закрытые двери. В свое время американские ученые для исследования нижнего яруса мечети хотели предварительно выкачать воду, но оставили эти работы, т.к. не смогли понизить уровень воды.

Мечеть Айя София в Стамбулe своими размерами, величественной архитектурой, роскошью внутреннего убранства и сегодня внушает мысль о былой мощи Византии.

Другие мечети Стамбула:

Источник: http://turdegid.ru/kurortyi-turtsii/stambul/ayya-sofiya.html

Айя-София

Айя-София

Айя-София – собор, мечеть или музей?

Айя-София в Стамбуле вот уже более тысячи лет вызывает восхищение людей. Это культовое сооружение, которое строилось как христианский храм, однако за свою судьбу поменяло названия и пережило немало разрушений. Также больше чем тысячу лет Софийский собор был самым большим христианским храмом. Позже его место было занято собором святого Петра, расположенным в Риме.

Когда входишь в собор, поражает сочетание великолепия и благоговения. Здесь было сердце византийского Константинополя; это необыкновенное сооружение — отражение самого Византия.

С архитектурной точки зрения здание Айя Софии невероятно сложное. Огромный, не очень глубокий купол оказывает колоссальные конструктивные нагрузки. На протяжении долгих веков жизни собора всегда существовал риск его обрушения в результате землетрясений. Нагрузки компенсируют массивные контрфорсы.

При входе обратите внимание на гигантские, покрытые бронзой двери времен Юстиниана. От работы по камню в нефе захватывает дух, особенно хороши фантастические колонны из красного порфира и темно-зеленого змеевика, добытого в Фессалии специально для собора.

Большая часть порфира, должно быть, из Египта — только там добывали вулканический мрамор. Но, возможно, что колонны взяты из другого сооружения, более ранней постройки. Они увенчаны прекрасными капителями с акантом.

При возведении церкви использовали редкие, дивной красоты разновидности мрамора.

На верхнем уровне сохранились несколько мозаик, в частности замечательная Дева Мария с младенцем Христом на коленях. И все же самые изумительные — на галереях-хорах, куда можно подняться по пандусу.

Во время службы там находились члены императорской семьи и придворные. Самая знаменитая мозаика на хорах — Деисус, с изображением Христа в центре, Девы Марии и Иоанна Крестителя — по обе стороны от него.

Возле собора — увенчанные куполами гробницы времен Османской империи.

Святая София, Ayasofya Camii, Sultanahmet. Открыто: вт—вс 9.00-16.00. Закрыто: пн. Вход — платный, со стороны Ayasofya Meydani (западная сторона), напротив Голубой мечети.

История

На месте Софийского храма и до его основания находились храмовые постройки.

Так, при императоре Константине здесь был собор, однако как будто какие-то высшие силы не давали посредственным сооружениям удержаться на данном месте, которое было предназначено для чего-то великого.

Первый собор на этом месте сгорел в 404 году, его вновь отстроили, но пожар опять стер его с лица земли в 415 году. Потом была сооружена базилика, она тоже сгорела во время восстания 532 года. Она была последней в списке несчастливых построек.

Император Юстиниан повелел на месте бывшей базилики построить собор, который бы отразил величие Византийской империи, стал бы грандиознейшим строением, при взгляде на которое сердца его посетителей бы трепетали.

Строить Софийский собор начали в 532 году и закончили довольно быстро ( если вспомнить сколько строились другие значимые соборы мира), уже в 573 году.

Строительством храма руководили не простые архитекторы, а Исидор Милетский, который был известным математиком, и Анфи́мий из Тралл тоже известный своими математическими познаниями. Наверное, это сочетание точных наук и видения прекрасного позволило создать совершенно уникальный храм.

Работы были тяжелыми. Ежедневно над собором работало 10 тысяч человек. В строительстве использовались только лучшие материалы. К тому же был отдан приказ свозить в тогдашний Константинополь лучшие элементы построек древних времен. Так, в Софийский собор попали порфировые колонны из Рима и колонны из зеленого мрамора, взятые из храма в Эфесе.

Храм был очень богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, и слоновую кость. Существует даже легенда, по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили.

Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств набросятся на золото в храме и повредят постройку.

Поэтому чтобы уберечь собор, Юстиниан отказался от идеи украсить стены храма золотом и другими драгоценными вещами, хотя некоторые элементы, все же, были выполнены из золота и серебра.

Собор вышел великолепным. Юстиниан даже воскликнул, что превзошел царя Соломона, воздвигнувшего Иерусалимский храм. Когда он вошел в здание, то сам был поражен.

Император был полностью доволен работой архитекторов, создавших собор, о котором он даже не мечтал. А в народе храм быстро прозвали «Великим».

Но это сооружение значительно ударило по бюджету империи, на него ушло три годовых дохода.

Несколько столетий храм мирно существовал, но потом пострадал во время грабежей крестоносцев в Константинополе (1204 год). В это же время из Софийского храма была вывезена Туринская плащаница, которая хранилась в соборе долгое время.

Основные перемены ждали Софийский храм впереди. В 1453 году мусульмане захватили Константинополь и, естественно, православному храму в нем места не нашлось. Однако уничтожать такую великолепную постройку рука ни у кого не поднялась, поэтому собор переделали в мечеть Айя-София.

К ней пристроили 4 минарета и переместили алтарь, внесли некоторые другие изменения. В последующие годы теперь уже мечеть тоже несколько раз перестраивали, но не слишком существенно.

И хотя София перестала быть храмом, она все равно вызывала восхищение, причем не только христиан, но и мусульман. Она всегда служила образцом для подражания.

По ее подобию в последующем было построено еще несколько мечетей и даже когда строили Голубую мечеть, брали за образец Айя-Софию, хотя и не копировали храм, а просто ориентировались на него, стараясь превзойти знаменитую постройку.

С 1935 года Айя-София стала музеем. Тогда же начали вести некоторые раскопки на территории храма. Были открыты остатки более ранних сооружений, а также увидели свет древние христианские фрески, мозаичные циклы, которые были скрыты под слоем штукатурки. В Айя-София были даже обнаружены рунические надписи, немало удивившие ученых.

Источник: https://www.SmilePlanet.ru/turkey/stambul/ayya-sofiya/

Символы Стамбула — Айя София, Голубая Мечеть и Цистерны

Символы Стамбула — Айя София, Голубая Мечеть и Цистерны

Самые главные символы Османской империи и Византии находятся в центре Стамбула. Этот город – настоящий кладезь для тех, кто любит познавать историю, религию, архитектуру и слияние Востока и Запада.

В этой статье я расскажу об Айя-Софии, Голубой мечети и Цистерне Базилика. Интересные факты помогут вам самостоятельно исследовать эти достопримечательности в момент путешествия. Находятся они на одном пятачке в районе Эминёню на площади Султанахмет.

Рассчитывайте, что времени на прогулку уйдет 3-4 часа. 

Айя-София

Символ «золотого века» Византии тысячу лет считался самым большим христианским храмом. Когда в Собор вошли русские, посланные князем Владимиром, то воскликнули: «Это такое великолепие! Мы на небе или на земле?» Собор Святой Софии был построен в 537 году и открыт на Рождество.

Императору Юстиниану он приснился ночью, после чего он нашел двух математиков для воплощения его сна в реальность. Доходы Византийской империи не могли покрыть такого дорогостоящего строительства, которое длилось 5 лет и 10 месяцев. Император перестал платить зарплату своим чиновникам и приказал взимать дополнительные налоги с граждан.

Он зашел в расточительстве очень далеко, хотел сделать пол в Айя-Софии золотым, но его уговорили на разноцветный мрамор.

Купол высотой 55,6 м ранее был самым большим в мире, сегодня входит в пятерку. Но его предшественник не выдержал землетрясения 553 года, пришлось перестраивать, меняя форму на эллипс и увеличивая размер. Мрамор в собор был привезен из Анатолии и других регионов Средиземноморья.

916 лет Святая София была православной церковью, на недолгий срок даже стала католической. А когда Константинополь был захвачен османами, последующие 482 года тут действовала мечеть. Были достроены четыре алтаря и михраб, смотрящий на Мекку. Поэтому молящиеся мусульмане располагались в храме под углом.

Фрески были закрашены, а поверх написаны суры из Корана, на куполе вместо креста поместили золотой полумесяц. При независимой Турции в 1935 году Айя-София по приказу Ататюрка была провозглашена музеем.

Под слоем штукатурки обнаружили мозаики и фрески, прекратили богослужения и открыли ворота древнейшего храма для туристов.

На что обратить внимание в Айя-Софии

  • Интересно, что внутри все колонны разные, так как привезены из древних храмов из Эфеса и Ливана. Алтарь украшен сапфирами, жемчугом, золотом, аметистами, рубинами.
  • Встаньте прямо под куполом и посмотрите направо от алтаря, там находится отметка из цветного камня. На этом месте короновали византийских императоров.
  • Парадный вход (боковая дверь) ранее использовалась императорами для выхода из храма. Над дверью можете увидеть хорошо сохранившуюся мозаику с Богоматерью и Иисусом на руках, а чуть правее – Константина с макетом города и Юстиниана с макетом церкви. Этих правителей разделяло одно столетие, но оба оказались на одной мозаике.
  • Поднимитесь на второй уровень, осмотрите старинные фрески и мозаику. Оттуда открывается роскошный вид на собор сверху.
  • Небольшой забавой в Святой Софии является плачущая колонна. Она находится слева от входа, всегда к ней имеется очередь. В колонне есть отверстие, куда нужно вставить большой палец и полностью прокрутить вокруг оси. При этом не забудьте загадать желание! А потом вытрите влажной салфеткой руку, которую вам выдадут на входе в музей.

Полезная информация

Время работы: ежедневно, кроме понедельника.

С 9 утра до 19:00, с 1 октября до 15 апреля – до 17:00. Но за один час до закрытия перестают пускать посетителей.

Цена билета – 25 лир.

Сайт: ayasofyamuzesi.gov.tr

Голубая мечеть

Два самых великих архитектурных сооружения Турции стоят друг напротив друга на площади Султанахмет. Их разделяет небольшой парк, фонтаны и хамам Хюррем Султан. Несмотря на религиозные убеждения, советую каждому посетить Голубую мечеть. Ее шесть минаретов и каскадные купола доминируют над горизонтом города.

История постройки

Этой мечети могло и не быть, так как богословы советовали султану Ахмету I возводить ее только на деньги, полученные от завоеваний. Но он все же залез в сокровищницу империи.

В Стамбуле уже 40 лет никто не возводил мечети, Османская империя терпела поражения в войнах, и ей пришлось отказаться от дани с династии Габсбургов.

Умилостивить Аллаха 19-летний султан решил при помощи новой мечети, которая затмила бы по величию и красоте все остальные.

Для ее постройки в 1609 году были разрушены остатки зрительных мест Ипподрома, византийский Большой дворец и несколько османских домов знати. Для султана Ахмета I еще была важна близость к дворцу Топкапи, где он жил и правил. Архитектором стал Седефкар Мехмет Ага, он был учеником знаменитого Синана Аги.

Происхождение названия Голубая мечеть

На внутреннее украшение уходила вся плитка из мастерских Изника, после этого фабрика разорилась, так как ей запрещено было продавать продукцию для других зданий. Часть изразцов делалась по определенному размеру, а из-за недостачи их находили в других дворцах.

Только на галерею у центрального входа ушло более 21 тысячи плиток. Именно из-за главного оттенка изразцов мечеть получила название Голубая, а второе имя Султанахмет дал ее основатель. В узорах плиток преобладают тюльпаны, розы, лилии, гвоздики.

Только разновидностей тюльпанов на них насчитывается 50 видов.

Прошло всего два десятка лет, как цвет стал теряться – зеленый поменялся на глазурь, ярко-красный – на коричневый, белый потерял снежный оттенок. Массовое производство отразилось на качестве – совершенство изразцов из Анатолии было утрачено навсегда. При строительстве мечеть пожирала не только всю плитку империи, но и камень с мрамором.

Особенности строения и внутреннего убранства

Внутри мечеть прекрасно освещена, в ее залы падает свет с 260 окон. Стекла для них изначально были привезены из Венеции, но потом их заменили. Полы покрыты коврами, но ходить по ним в обуви запрещено, вам выдадут пакетики для обуви.

Для мусульман предназначен центральный вход, а для туристов – справа за углом отдельный вход по расписанию. Купола мечети украшают изречения пророка Мухаммеда и суры из Корана. Главный купол держат четыре колонны диаметром по пять метров.

Ее двор был самым большим не только в Стамбуле, а и в империи. Когда постройка была завершена, оказалось что по количеству минаретов Голубая мечеть сравнялась с мечетью Масджид аль-Харам в Мекке. Это было святотатством, поэтому к главной исламской святыне был пристроен еще один минарет.

На минаретах Голубой мечети есть балконы, изначально их было четырнадцать, сколько правило до этого османских султанов, включая Ахмета I. Позже он приказал достроить еще два балкона в честь своих сыновей. Во дворе можете увидеть мавзолей, в котором похоронен оманский правитель.

Обратите внимание на небольшой вход напротив бывшего Ипподрома, там висит цепь. Ранее этим входом пользовался лишь султан, въезжая на коне. Цепь специально была повешена низко, чтобы султан накланялся, это показывало его ничтожность перед Аллахом. Сам он умер через год после открытия мечети, в 26-летнем возрасте после тяжелой болезни.

Вход в Голубую мечеть свободный. Вечером она закрыта для посещений, но красиво освещается, а у фонтанов проходят световые шоу. Добраться можно на трамвае или такси до остановки Султанахмет.

Цистерна Базилика

Еще одним интересным объектом в районе Султанахмет является Цистерна Базилика или как ее еще называют – Еребатан Сарничи. Само слово «цистерна» переводится как водохранилище.

Константинополь строился на полуострове между морем и проливом Босфор, питьевой воды было недостаточно, а это делало город уязвимым для врагов. Поэтому строились подземные водохранилища в пределах городских стен, на сегодня их открыто более 40.

Самой большой и интересной является Еребатан. Вход в нее найти легко – перейдите трамвайную линию со стороны Айя-Софии и увидите дверь.

Этой Цистерне более 1500 лет, воду использовал император и его Великий дворец, а также соседние здания. Доставлялась вода по акведуку Валента из Белградского леса.

Резервуар построен из подручных средств, были привезены из древнегреческих храмов колонны с искусной резьбой. Они стоят параллельно в 12 рядом, колонн насчитывается 336 штук высотой по 9 метров.

Многие отличаются по стилю, так как были взяты с разных дворцов, а одна украшена «слезами». По легенде, слезы льются по колонне в память о рабах, погибших при строительстве Цистерны.

Также особое внимание привлекает голова Медузы Горгоны, эта колонна была построена при Римской империи. Почему она стоит вверх тормашками? Есть много мифов, но скорее по практичной причине – в перевернутом виде блок с головой Медузы подходил в качестве основания.

Интересная подсветка, прохладный полумрак, легкая музыка и плавающие под ногами огромные карпы произведут на вас впечатление. Только будьте осторожны, из-за влажности пол скользкий. Гуляя по водохранилищу, попытайтесь вспомнить о великолепным фильма, которые здесь снимались – «Одиссея» Андрея Кончаловского, «Из России с любовью» про Джеймса Бонда».

Полезная информация

Время работы: с 09:00 до 17:30 зимой и до 18:30 летом.

Цена билета: 10 лир.

Сайт: yerebatan.com

IndependenTravel.ru

Источник: http://IndependenTravel.ru/2015/04/5545/

Музей Айя София (Собор Святой Софии) в Стамбуле

Наиболее часто посещаемой туристами достопримечательностью не только Стамбула, но и Турции в целом является музей Айя София.

 Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ “золотого века” Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет).

 Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, “висящий” над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле — Айя-София

Еще до строительства нынешнего здания Святой Софии, в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, на этом месте была построена небольшая базилика. В период с 360 по 380 год, базилика находилась в руках ариан (по приказу Константина I в 325 году в г.

Никея /сегодня город Изник/ был созван I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, и принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан).

Император Феодосий I в 380 году передал базилику православным и лично ввёл в собор Григория Богослова (Назианзин), вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Базилика построенная при византийском императоре Константине I, сгорела во время народного восстания в 404 году.

В 415 году, уже вновь выстроенная церковь также была уничтожена пожаром. Повелением императора Феодосия II в том же году и на том же месте была выстроена новая базилика. Она просуществовала более 100 лет и сгорела дотла 13 января 532 года во время бунта “Ника”.

“Церковь Премудрости Божией”

Айя-София, вид со стороны Мраморного моря

История нынешнего здания “Церкви Мудрости” началась почти полторы тысячи лет назад, когда император Юстиниан, подавив восстание “Ника”, повелел построить новую церковь на месте разрушенных храмов -предшественников.

 Для руководства постройки нового храма Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского.

 Новый храм должен был символизировать величие империи и превзойти грандиозностью и роскошью все когда-либо существовавшие храмы.

Строительство собора длилось 5 лет, а трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. В отделке был употреблен мрамор из Мраморного острова / Мармара Адасы (Остров в Мраморном море, знаменит месторождением белого мрамора, давшее название острову и Мраморному морю) и из Иераполиса в Памуккале.

 Колонны для церкви привезли из разных храмов: колонны из зелёного мрамора из великолепного храма Артемиды в Эфесе, а порфировые колонны из храма Солнца в Риме.

 Тут, впервые применяются так называемые “пендантивы” – треугольные сферические элементы купола, при помощи которых можно возвести купол над четырехугольной конструкцией здания. 

Святая София в Стамбуле ночью

Собор Святой Софии был торжественно открыт 27 декабря 537 года, но страдал от землетрясения не один раз. А в 1204 году, когда участники 4-го крестового похода разграбили Константинополя, Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, в том числе и Туринская плащаница.

Мечеть Айя София

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть.  Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ.

 В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов.

Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

Отели рядом с Айя-София (Собор Святой Софии)

Booking.com

Айя София – шедевр византийской архитектуры

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем, а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Фото Айя Софии в Стамбуле

Панорама интерьера Святой СофииКупол Айя-Софии в СтамбулеИнтерьер Айя-Софии в СтамбулеГалерея второго этажа Собора Святой Софии в СтамбулеМихраб расположенный в апсиде
Интерьер Айя-СофииМозаика апсиды Святой Софии: Богородица на престоле с Младенцем ХристомЮстиниан (слева), приносящий в дар Богородице собор Святой Софии и Константин приносящий город КонстантинопольМозаика в Соборе Святой Софии: Юстиниан, приносящий в дар Богородице храмХристос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

Время работы музея Айя София:

Зимой:
с 1 Ноября по 15 Апреля: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 17.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)

Весной, Летом и Осеню:
с 15 Апреля по 1 Ноября: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 19.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)

Входная плата составляет 30 лир.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ<\p>

Источник: http://CappadociaVisit.com/sobor-svyatoj-sofii-hagia-sofiya/

Турция-2010. Ч.10. Айя София, Голубая мечеть, Цистерна Базилика by Ахтырский БЛОГ

После ознакомительной прогулки по Стамбулу мы посвятили утро следующего дня посещению основных достопримечательностей района Султанахмед. Первоначально планировали выделить на это весь день, следующий – на новый центр, понедельник – Принцевы острова, а вторник перед отлетом – музей авиации, который для меня был принципиальной точкой.

Но я вовремя выяснил в интернете, что в Музее авиации выходной не только понедельник, но и вторник. Соответственно, график пришлось уплотнить, перенеся на следующую поездку в Стамбул несколько важных точек, в том числе дворцы Топкапи и Долмабахче.

В общем, первой точкой была Айя София.

Совсем коротко из Википедии

В архитектуре Софии четко видно разделение – что было построено изначально, а что достроили мусульмане, в том числе и четыре минарета.

Внутренний объем поражает. Неудивительно, что у турок не поднялась рука разрушить собор, и они только приспособили его для себя. Вполне понятно, почему Владимир, увидев этот собор, решил крестить Русь.

Поднимаемся на второй уровень.

Восстановленные мозаики прекрасны.

Возле выхода – часть раскопок предыдущих строений, датируемых 300-ми годами нашей эры. Из-за риска для собора раскопки дальше не продолжались.

За углом, возле Айя Софии – мавзолеи турецких султанов. Вход бесплатный, но охранники следят, чтобы посетители разувались.

Идем в сторону парка Гюльхане и дворца Топкапи.

Возле входа во дворец народ фотографируется с охранниками. Подумав, решаем на этот раз во дворец не идти…

…и идем к Голубой мечети (Мечети Султана Ахмеда)

К счастью, успеваем до службы в мечети, во время которой туристов выгоняют. Служители следят за тем, чтобы посетители выполняли правила – разувались, а для женщин – покрывали плечи (а не голову!). Кулечки для обуви и шали выдают бесплатно.

Внутри тоже, как и в Айя Софии – огромный объем. Но если в Софии есть галереи и боковые коридоры, то Голубая Мечеть – однообъемна, опирается на колонны невероятной толщины, и скорее подавляет. Несколько молящихся на ковре возле алтаря выглядят муравьями.

Свое название мечеть получила от голубой плитки, которой украшена изнутри.

Выходим из мечети, проходим мимо фонтана и двигаемся в сторону Цистерны Базилика.

По пути проходим мимо “миллиона” – остатка триумфальной арки, от которой в Византийской Империи отсчитывались все расстояния.

Заходим в “Цистерну Базилика”

Сумрак, играем музыка. В неглубокой воде медленно движутся большие рыбы.

Внутри, естественно, осматриваем две колонны с женскими головами, которые называют головой Медузы.

Устав от посещения достопримечательностей, идем посидеть и отдохнуть в парк Гюльхане.

Продолжение следует.

Источник: http://www.ohtyrka.net/2010/07/11/turciya-2010-ch10-ajya-sofiya-golubaya-mechet-cisterna-bazilika/

Ссылка на основную публикацию